Онлайн запись

117198, г. Москва, ул. Островитянова, д. 9

ПН-СР, ПТ с 09.00 до 18.00,
ЧТ с 09.00 до 19.00,
СБ с 09.00 до 17.00,
ВС с 10.00 до 15.00

117198, г. Москва, ул. Островитянова, д. 9

ПН-СР, ПТ с 09.00 до 18.00,
ЧТ с 09.00 до 19.00,
СБ с 09.00 до 17.00,
ВС с 10.00 до 15.00

Онлайн запись
Онлайн запись

Развитие речи у детей: главные особенности

Развитие речи у детей – это процесс, который начинается с момента рождения и продолжается до подросткового возраста. Ребенок постепенно осваивает звуки, слова, фразы и предложения, учится выражать свои мысли и чувства словами. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и некоторые дети могут немного отставать или опережать сверстников в этом процессе.

Развитие речи до года 

Первые шаги в развитии речи делает ребенок с рождения до 6 месяцев. В этот период он издает звуки, которые не имеют значения для окружающих, но которые помогают ему учиться контролировать свое дыхание и голос. 

Ребенок в возрасте 1 месяц уже воспринимает речь, обращенную к нему. К двум месяцам ребенок реагирует на интонацию взрослого мимикой – улыбкой, плачем.

К трем месяцам ребенок начинает «отвечать» взрослому на улыбку и обращенную к нему речь «гуканьем» — произносит согласные «г», «к», «н», а также разные гласные звуки.

Смеяться ребенок впервые начинает к 4 месяцам. В пять месяцев ребенок может менять интонацию голоса. К полугоду он распознает знакомые голоса. У ребенка появляются в речи первые слоги – «ма», «ба».

В возрасте 7 месяцев дети уже хорошо управляют голосом, используют разные интонации и реакции, чтобы привлечь внимание взрослого.

На возраст 8-ми месяцев приходятся первые слова . Ребенок повторяет одинаковые слоги по два раза («мама», «баба», «папа»). Малыш учится повторять звуки, которые услышал.

В возрасте 10 месяцев у ребенка уже формируется словарный запас. Как правило, в этом возрасте он пользуется одним или двумя словами, состоящими из повторяющихся слогов: «мама», «папа» и т. п. Со временем таких слов должно становиться больше.

Годовалый малыш использует уже 3-4 постоянных слова. Знает «своих» взрослых – может показать, где мама или папа, хорошо знакомые предметы. Он учится использовать слова для обозначения предметов и действий, а также для выражения своих желаний и потребностей. В этот период важно говорить с ребенком, читать ему книги и показывать картинки, чтобы помочь ему учиться новым словам и понимать их значение

Развитие речи у детей от 1 до 3 лет

В 1 год 3 месяца ребенок уже использует 4-6 слов. Его понимание речи взрослого позволяет ему находить на картинках знакомые предметы, выполнять простые просьбы без дополнительных жестов.

В полтора года словарный запас ребенка увеличивается до 10-20 слов. 

Возрастная норма развития речи для двух лет – словарный запас минимум из 50 слов. Увеличивается также количество звуков, которые может выговорить ребенок: в его речи появляются свистящие и шипящие звуки («с», «з», «ш», «ж», «ц», «ч», «щ»). Однако «р» и «л» он, как правило, еще не выговаривает.

Двухлетний ребенок уже может использовать фразы из двух слов. Правильно применяет в речи местоимения. Понимает инструкцию, состоящую из двух действий – например,  «подойди к маме».

Возрастная норма развития речи в 3 года включает в себя словарный запас от 250 до 700 слов, и он постоянно увеличивается. В этом возрасте ребенок активно задает вопросы. Он начинает использовать более сложные предложения и учится говорить о прошлом и будущем времени. 

Трехлетний ребенок может назвать свое имя и возраст. Он использует в речи существительные, глаголы, простые предлоги и союзы, множественное число. Инструкции, которые он может выполнить, также усложняются, включают в себя предлоги. В этот период важно поддерживать разговор с ребенком, задавать ему вопросы и показывать интерес к тому, что он говорит.

Развитие речи у ребенка 4+

К 4-5 годам ребенок уже может произносить большинство звуков и использовать более сложные грамматические конструкции. Он учится выражать свои мысли более точно, а также учится слушать и понимать других людей. В этот период важно продолжать поддерживать разговор с ребенком, читать ему книги и обсуждать с ним происходящее вокруг.

Что делать, если у ребенка задержка речевого развития?

Развитие речи у детей – это длительный и сложный процесс, который требует внимания и поддержки со стороны родителей и окружающих. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и некоторые дети могут нуждаться в дополнительной помощи для развития своей речи. Если вы обнаружили какие-либо проблемы в развитии речи у своего ребенка, не стесняйтесь обратиться к специалисту к нам в клинику. Задержка речевого развития может быть диагностирована у ребенка в разном возрасте и иметь совершенно разные проявления. Нужные рекомендации вам даст профильный детский врач, поставивший диагноз, – невролог, логопед.