Коклюш: симптомы и признаки. Как выявить и как лечить?

Коклюш – это инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Bordetella pertussis. Оно передается воздушно-капельным путем.

Причины коклюша

Воздушно-капельный путь передачи инфекции предполагает распространение бактерий со слюной, выделяющейся во время кашля и разговора. В связи с этим заболевание может возникнуть у всех людей, контактирующих с пациентом.

Особенно быстро коклюш распространяется в детских садах. Это заболевание представляет наибольшую угрозу для грудных детей, у которых нередко возникает воспаление легких, поражение головного мозга или другое жизнеугрожающее осложнение на фоне инфекции.

Взрослые люди часто являются носителями бактерии без каких-либо симптомов. Врожденный иммунитет против коклюша отсутствует, поэтому заболеванию подвержены все люди, однако после вакцинации или ранее перенесенной инфекции формируется приобретенная защита.

Больной продолжает заражать других людей в течение 25-30 дней с момента появления первых симптомов патологии.

Факторы риска:

• Возраст пациента до 7 лет;
  • Отсутствие вакцинации;
  • Постоянный контакт с носителями инфекции при совместном проживании или посещении образовательных учреждений;
  • Врожденное или приобретенное нарушение иммунитета

Симптомы коклюша

Инкубационный период, во время которого еще не возникают симптомы болезни, может длиться от нескольких дней до двух недель после заражения. Первый период заболевания характеризуется сухим кашлем, незначительным увеличением температуры тела и насморком. Все похоже на обычную простуду. Однако уже через несколько дней кашель становится глубоким и приступообразным, сопровождается хрипами и свистом.

Коклюшный кашель характеризуется приступами интенсивного кашля, при которых больной пытается сделать вдох, но вместо этого издает хриплый звук, напоминающий «ко-клюш». Эти приступы кашля могут быть настолько сильными, что они могут привести к рвоте или даже потере сознания.

Количество приступов кашля при коклюше может достигать 40–50 в сутки.

Коклюшные приступы могут длиться несколько недель и могут быть особенно утомительными для младенцев и маленьких детей. Во время приступов кашля у больного могут появляться синюшные пятна на лице и шее, а также отрыжка, рвота и одышка.

Симптомы и признаки:

• Свистящий звук во время вдоха;
  • Неприятные ощущения в груди;
  • Раздражение горла;
  • Ощущение нехватки воздуха во время кашля;
  • Усиление кашля в ночное время;
  • Слабость и усталость;
  • Беспокойство;
  • Ухудшение аппетита;
  • Кратковременная задержка дыхания (у маленьких детей).

Коклюш может привести к различным осложнениям, особенно у младенцев и детей до 1 года. Это может быть пневмония, судороги, задержка развития и даже смерть.

Основные осложнения коклюша:

• гипопноэ или апноэ — задержка или остановка дыхания продолжительностью от 30 секунд до 2 минут;
  • энцефалопатия — поражение головного мозга и развитие тяжёлых неврологических симптомов, включая судорожный синдром;
  • пневмония — воспаление лёгких;
  • ателектаз (спадение) доли лёгкого из-за закупорки просвета бронхов вязкой слизью и дальнейшего спадения альвеол;
  • пупочная или паховая грыжа — появляется из-за чрезмерного напряжения брюшной стенки и повышения внутрибрюшного давления при кашле;
  • трещины рёбер из-за чрезмерного сокращения межрёберных мышц при сильном кашле;
  • кровоизлияния в склеру глаза, слизистые оболочки, под кожу, в головной мозг.

Диагностика и лечение коклюша в детской клинике «Наш Педиатр»

Диагностика коклюша осуществляется на основании клинических симптомов и лабораторных исследований. При возникновении симптомов коклюша необходимо записаться на прием к педиатру. Врач нашей клиники опрашивает пациента для изучения жалоб и собирает анамнез. Проводится общее обследование, включающее осмотр горла, измерение температуры и прослушивание легких. Результаты осмотра могут свидетельствовать о наличии инфекции дыхательных путей, однако для уточнения типа возбудителя болезни и исключения осложнений инфекционист назначает инструментальные и лабораторные исследования.

Для лечения используются антибиотики и симптоматическая терапия.

Однако самым эффективным способом предотвращения коклюша является вакцинация.

Коклюш: вакцинация

В России вакцинация проводится по национальному календарю прививок и проводится для детей до 2 лет. С учетом широкого распространения коклюшной инфекции и естественного снижения уровня инфекции после первичной вакцинации настоятельно рекомендуется ревакцинация против коклюша в 6-7 лет. Дети обычно принимают комбинированную вакцину от коклюша, дифтерии и столбняка (коклюш-дифтерия-столбняк, или КДС). Также вакцинация рекомендуется для беременных женщин, чтобы защитить новорожденных от коклюша. Взрослым рекомендуется прививка от коклюша каждые 10 лет.

Коклюш – это опасное заболевание, которое может привести к серьезным осложнениям. Вакцинация является наиболее эффективным способом предотвращения коклюша и его последствий.

Профилактика коклюша

Практически все инфекционные заболевания отлично поддаются профилактике. Врачебные рекомендации, направленные на предупреждение коклюша, особенно важны в детском возрасте, когда инфекция способна вызывать наиболее грозные осложнения.

Основные методы профилактики:

• Плановая вакцинация против коклюша в возрасте 3-х месяцев. Ребенку необходимы три прививки с интервалом в 6 недель;
  • Своевременное обращение к врачу при появлении признаков респираторной инфекции;
  • Предупреждение контакта с больными людьми.
  • Врачи детской клиники «Наш Педиатр»  проводят консультации для объяснения методов профилактики коклюша