Хронический фарингит у детей

Фарингит – это распространенное заболевание верхних дыхательных путей, при котором в слизистой оболочке и лимфоидной ткани глотки развивается воспалительный процесс. Если организм не может справиться с инфекцией по причине слабого иммунитета или неправильного лечения, болезнь переходит в хроническую форму.

Хронический фарингит характеризуется постоянным присутствием патогенных микроорганизмов в слизистой оболочке глотки и рецидивирующим воспалением. Дети с хроническим фарингитом часто болеют, простуда у них лечится трудно и дает осложнения.

Основная причина возникновения патологии – проникновение в организм ребенка болезнетворных микроорганизмов. Воспаление можно определить по боли и першению в горле, повышению температуры тела, общей слабости и потере аппетита.

При возникновении симптомов фарингита ребенка необходимо показать квалифицированному врачу. Отсутствие лечения может грозить различными осложнениями: гнойным воспалением, поражением среднего уха, воспалением бронхов или трахеи.

Симптомы фарингита

• першение и ощущение сухости в глотке;
  • осиплость голоса;
  • поверхностный сухой кашель;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • повышение температуры тела и головная боль;
  • общая слабость, сонливость;
  • жжение и першение в горле;

Особенно сложно болезнь протекает у младенцев. Из-за дискомфорта в горле малыши сильно плачут, отказываются от приема пищи, беспокойно спят, расстройство глотания, неконтролируемое слюнотечение.

Причины:

Возникновение фарингита обусловлено проникновением в детский организм инфекционных агентов. Однако чтобы развилось воспаление, должны быть еще способствующие факторы, которые, как правило, имеют неинфекционную природу.

Инфекционное начало фарингита – это различные микроорганизмы:

• Вирусы – аденовирусы, риновирусы, короновирусы, вирусы парагриппа.
  • Бактерии – стрептококки, стафилококки, пневмококки.
  • Грибки рода Кандида и др.

В норме здоровый организм способен самостоятельно побороть инфекцию, не допустив развития ЛОР-заболеваний. Заражению способствует снижение иммунных сил организма, возникающее из-за переохлаждения, авитаминоза, стресса, чрезмерных физических и умственных нагрузок.

В ряде случаев возникновение фарингита связано с активацией условно-патогенной микрофлоры, обитающей в дыхательных путях. Обычно этому процессу способствует длительное воздействие на глотку неинфекционных факторов-раздражителей, например:

• сухого холодного или горячего воздуха;
  • общего или местного переохлаждения;
  • загазованности или запыленности воздуха, неблагоприятной экологической обстановки;
  • аллергических реакций организма ребенка;
  • механического повреждения глотки.

Лечение фарингита

При неправильном лечении фарингита, он переходит в хроническую форму, развиваются осложнения. Чтобы их предотвратить, важно вовремя обратиться к врачу. Для диагностики достаточно осмотра детского оториноларинголога и общего анализа крови.

Процесс лечения фарингита в нашей клинике разрабатывается нашими врачами индивидуально, в зависимости от особенностей функционирования организма пациента, а также сопутствующих проявлений заболевания.

Терапия включает в себя устранение факторов, которые послужили причиной развития болезни, а также соблюдение следующих рекомендаций:

• полоскание горла антисептиками;
  • проведение ингаляций;
  • прием антигистаминных препаратов (при аллергической природе заболевания);
  • антибиотикотерапия (при бактериальном происхождении фарингита);
  • исключение грубой, горячей, острой и холодной пищи;
  • отказ родителей от курения (табачный дым, который вдыхает ребенок, сильно подрывает локальную защиту дыхательных путей, делая их особенно уязвимыми перед патогенными микроорганизмами).

Осложнения фарингита при неправильном самолечении и отсутствии лечения

Распространение инфекции ведет к осложнениям воспалительной природы: синуситы, отиты, бронхиты и т.д. Но куда большую опасность несут отдаленные последствия стрептококкового фарингита. Этот микроорганизм провоцирует иммунную агрессию против собственных тканей организма, из-за этого развивается эндокардит ? воспаление внутренней оболочки сердца, гломерулонефрит ? патология почек и суставов. Поэтому при развитии фарингита необходимо в первые же сутки провести экспресс-тест на стрептакокк (Стрептатест), а при положительном тесте в обязательном порядке провести курс антибактериальной терапии в течение 10 дней с последующим контролем общего анализа крови, мочи и ЭКГ.

Профилактика фарингита

Всем известно, что значительно легче предупредить болезнь, чем впоследствии заниматься ее лечением.

Для того, чтобы избежать развития фарингита, необходимо соблюдать следующие правила:

• Стараться не переохлаждать организм.
  • Ограничить употребление холодной и горячей пищи, а также прием холодных и горячих напитков.
  • Отказаться от курения в присутствии ребенка.
  • Регулярно проводить влажную уборку комнат.
  • Следить за правильностью дыхания (ребенок должен дышать через нос – так воздух согревается и обезвреживается).
  • Своевременно посещать врача при наличии любых подозрений на патологии горла и носа.

Соблюдая указанные правила, вы сможете свести риск развития заболеваний у ребенка к минимуму.