Острый бронхит у детей: симптомы и лечение

Бронхит – это заболевание, которое характеризуется воспалением бронхиальных трубок. Острый бронхит у детей – распространенное заболевание, которое возникает в результате вирусных инфекций (в 95% случаев), в частности, аденовирусов и вирусов гриппа. Возбудителями бронхита также могут быть бактерии — пневмококки, стрептококки и стафилококки.

Дети наиболее подвержены бронхиту, чем взрослые по причине особенности строения дыхательной системы. Подверженность инфицированию и быстрое распространение инфекции обусловлено узкими дыхательными ходами, слабыми дыхательными мышцами и меньшим объемом легких.

Бронхит, как и многие другие заболевания дыхательной системы, имеет свою сезонность: пик заболеваемости приходится на холодное время года (осень-зима). Для того, чтобы обезопасить своих близких, отвечаем как лечится бронхит у ребенка, чтобы не допустить развития осложнений и рецидивов заболевания.

Симптомы бронхита у детей:

• повышение температуры (иногда выше 38° С), озноб;
  • частый сильный приступообразный кашель;
  • ребенок может жаловаться на головную боль, слабость, отсутствие аппетита;
  • Одышка и боль в груди

При аускультации грудной клетки ребенка врач может выслушать характерные для бронхита влажные хрипы.

Хронический бронхит у детей отличается длительным течением со стадиями обострения и ремиссии. При данной форме у ребенка имеется постоянный отек слизистой бронхов, из-за которого возникают такие проявления, как одышка и ощущение нехватки воздуха. Также характерным признаком является наличие кашля, не проходящего в течение нескольких месяцев. Обострение симптомов приходится на сезон простуды и гриппа.

Обструктивный бронхит

Одной из разновидностей острого бронхита у детей является обструктивный бронхит. Заболевание опасно развитием тяжелого приступа бронхообструкции, который не удается вылечить в домашних условиях. В этих случаях требуется госпитализация в стационар. Причина обструктивного бронхита – спазм гладкой мускулатуры бронхов, отек обильная мокрота. Все это приводит к нарушению проходимости бронхов.

Признаки:

• шумное, свистящее дыхание (преимущественно во время выдоха);
  • одышка — ребенку тяжело дышать;
  • кашель — сухой, приступообразный (часто со рвотой на высоте кашля).

Лечение

Основу лечения острого и хронического бактериального бронхита у детей составляют антибиотики, при вирусной природе заболевания назначаются противовирусные средства, при грибковом поражении – противогрибковые препараты.

Также применяется ингаляционная терапия (бронхолитики, ингаляционные кортикостероиды) в зависимости от вида бронхита.

Но лечение должно проходить под контролем доктора. Особенно если у ребенка повышенная температура, выраженный кашель или шумное затрудненное дыхание.

В случае высокой температуры (более 38°С) обычно назначаются жаропонижающие. При плохом отделении мокроты из бронхов может потребоваться курс препаратов-муколитиков.

При этом важную роль играет сопутствующее лечение:

• Позаботиться о соблюдении постельного режима – малышу нужно набраться сил для борьбы с заболеванием.
  • Обеспечить обильное теплое питье для уменьшения вязкости мокроты и облегчения ее отхождения.
  • Создать комфортные условия в детской комнате – увлажнять воздух, следить за температурой в доме (не должна превышать 23C), ежедневно проводить влажную уборку и проветривать комнату.
  • При отсутствии у ребенка аппетита не кормить его насильно! Из рациона убрать грубую, острую, соленую и горячую пищу, раздражающую горло.

Как правило, острый бронхит у детей длится в течение 1-2 недель. Ребенок болеет дольше, если есть сопутствующие заболевания, такие как: тонзиллит, синусит, аденоидит.

Бронхит у детей до года:

Детский бронхит – это очень частая патология. Особенно опасно заболевание у детей 1-го года жизни. Бронхит в таком возрасте протекает более тяжело из-за особенностей строения дыхательной системы организма ребенка. Дыхательные пути у грудничка более узкие, предрасположены к выраженному отеку и избыточной продукции слизи. Риск развития бронхита у грудного ребенка более высокий при наличии пороков развития или хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Частые бронхиты у детей:

Если острый бронхит у ребенка становится частым явлением, его мучает кашель, можно говорить о развитии рецидивирующего бронхита у ребенка. В этом случае необходимо тщательное обследование у пульмонолога, чтобы выявить причины и назначить правильное лечение бронхита.

Для предотвращения частых обострений врачи рекомендуют выявлять факторы, вызывающие кашель, и стараться оградить ребенка от них. При частых рецидивах обструктивного бронхита требуется выполнить аллергологическое обследование для исключения воздействия аллергенов.

Профилактика бронхита:

Для профилактики бронхита родителям необходимо чаще проводить время с ребенком на свежем воздухе, грамотно составлять рацион питания, ограничить контакты малыша с болеющими людьми и своевременно устранять любые проявления заболеваний дыхательной системы.

Родителям важно не заниматься самолечением, не увлекаться рецептами народной медицины, чтобы не потерять драгоценное время. Если у Вашего ребенка появились симптомы бронхита, запишитесь на прием к врачам нашей клиники для постановки диагноза и назначения лечения. Опытные врачи проведут необходимое обследование, назначат медикаментозную терапию и физиопроцедуры, а также будут наблюдать ребенка вплоть до полного выздоровления