Миопия (близорукость) – наиболее частая причина ухудшения зрения вдаль.

К сожалению, помимо снижения зрения при миопии возможно возникновение осложнений миопии. Среди наиболее часто встречающихся – это развитие осложнении? на сетчатке и косоглазие, а в тяжелых случаях заболевание приводит к инвалидности.

Предполагается, что к 2050 году число близоруких в мире составит 5 млрд. человек, и около половины жителеи? Земли станут близорукими.

Поэтому особенно тщательно офтальмологи обследуют пациентов с врожденной и школьноймиопией.

Врожденная миопия встречается у 2% детей сразу после рождения. Недоношенные дети в группе риска.

Школьная миопия встречается наиболее часто. Считается, что ее развитие провоцируют следующие факторы:

1) зрительная нагрузка на близком расстоянии,
2) отягощенная наследственность по миопии,
3) слабость аккомодации (снижена способность глаза к работе на разном расстоянии).

Клиническая классификация

Офтальмологи используют клиническую классификацию для более точной постановки диагноза и определения дальнейшей тактики.

По степени:

1) Слабои? степени (до 3,0 дптр);
2) Среднеи? степени (3,25-6,0 дптр);
3) Высокои? степени (более 6,25 дптр).

При приобретенной миопии глаз увеличивается в длину, что можно подтвердить инструментальными методами исследования (А-сканирование). Увеличение глаза всего на 1 мм приводит к миопии в 3 диоптрии. Диоптрия (дптр)– это сила линзы, необходимой для изменения преломления света с целью получения четкого изображения.

По возрасту возникновения:

1) Врожденная;
2) Раноприобрете?нная (в дошкольном возрасте);
3) Приобретенная в школьном возрасте;
4) Поздно приобретенная (во взрослом состоянии).

По разнице рефракции двух глаз:

1) Изометропическая;
2) Анизометропическая (выраженная разница между двумя глазами)

По наличию или отсутствию астигматизма:

1) Без астигматизма;
2) С астигматизмом.

По течению:

1) Стационарная (изменений в течение года не отмечается);
2) Медленно прогрессирующая (менее 1,0 дптр в течение года);
3) Быстро прогрессирующая (1,0 дптр и более в течение года).

По наличию или отсутствию осложнении?:

1) Неосложненная;
2) Осложненная.

Диагностика

1) Жалобы могут отсутствовать и миопию впервые выявляет врач-офтальмолог на приеме. Либо ребенок со школьной миопией жалуется на снижение зрения вдаль. В случаях близорукости высокои? степени и врожденнои? – предъявляют жалобы на снижение остроты зрения вдаль и вблизи.
2) Важен анамнез: семейный, время возникновения заболевания, объем зрительных нагрузок, уровень физическои? активности, используемые способы коррекции и лечения.
3) Осмотр. Врач-офтальмолог может оценить наличие гипермобильности суставов у пациентов. А далее приступает к офтальмологическому обследованию, куда может включить следующее:
 Визометрия (оценка остроты зрения) без коррекции,
 визометрия в имеющихся очках
 визометрия с оптимальнои? коррекциеи?
 измерение рефракции с помощью набора пробных линз,
 авторефрактометрия и/или скиаскопии на узкий и широкий зрачок
 биомикроскопия – осмотр переднего отрезка глаза специальными приборами при увеличении
 оценка наличия/отсутствия косоглазия и нистагма
 измерение различных параметров аккомодации
 определение характера зрения,
 при сопутствующем косоглазии — измерение угла косоглазия и
 ультразвуковое исследование глаз, включая определение передне-заднего размера глаза
 офтальмоскопия (осмотр глазного дна) минимум каждые 6 месяцев
 измерение внутриглазного давления
 периметрия  — определение полей зрения

Обязательно ли закапывать капли?

Да, при первичном посещении офтальмолога крайне важно закапывание капель, расширяющих зрачок, так как только при их использовании можно получить истинные значения рефракции. Также в условиях наличия широких зрачков у пациента доктор сможет детально рассмотреть все самые отдаленные участки сетчатки и подтвердить или исключить наличие ретинальных осложнений.

Профилактика миопии

1) Необходимы перерывы в длительной работе на близком расстоянии. Делайте перерывы каждые 20 минут (хотя бы на 20 секунд) и смотреть вдаль,
2) Прогулки на свежем воздухе в светлое время суток.

Лечение

После проведения всех диагностических процедур и постановки диагноза офтальмолог приступает к лечению в зависимости от вида миопии и скорости ее прогрессирования. Пациенту могут быть предложены следующие методы лечения:

подбор очковои? коррекции зрения,
 подбор контактнои? коррекции зрения
 подбор ортокератологических линз
 функциональное лечение
 медикаментозное лечение (инстилляция капель)
 хирургическое лечение (лазерная коагуляция глазного дна при наличии осложнений, склероукрепляющие вмешательства)

Какие очки выбрать?

Оправа очков не должна вызывать дискомфорта, не должно быть вдавлений на коже от дужек или носоупоров. Оправа должна нравиться вам и вашему ребенку визуально, быть приемлемой по цене. Если ребенок маленький, то врач будет рекомендовать гнущуюся оправу, которая прослужит дольше.

В настоящее время существует большое разнообразие назначаемых очков. Особо выделяются очки с периферическим дефокусом, которые позволяют приостановить прогрессирование миопии. Под периферическим дефокусом понимается относительное изменениепреломления лучеи? при переходе от центра к периферическим отделам сетчатки. Необходимость назначения данных очков вашему ребенку определит врач после осмотра.

Зачем назначать мягкие контактные линзы?

Мягкие контактные линзы имеютпреимущество перед очками: создают более четкоеизображение на сетчатке, уменьшают искажения, присущих очкам, отсутствует ограничение поля взора очковои? оправои?, а также косметический эффект.

Линзы можно подбирать самым маленьким паципентам, начиная с периода новорожденности. После подбора крайне важно соблюдать все рекомендации лечащего врача по уходу и режиму ношения линз.

Особенности коррекции при врожденнои? близорукости:

Коррекция ранняя, в возрасте 1 года;
 Коррекция для постоянного ношения;
 Близкая к полнои? коррекция астигматизма;
 Максимально полная коррекция разницы в рефракции двух глаз, (до 6,0 дптр);
 По возможности контактная коррекция

Можно ли проводить лечение дома?

Да, дома можно проводить упражнение «Метка на стекле». Проводить упражнение в очках ежедневно в течение 1 месяца от 3 до 7 минут. Также мы рекомендуем активность на свежем воздухе (плавание, бадминтон, теннис, гимнастика, танцы).

Функциональное лечение

Рекомендуется функциональное лечение миопии у детеи? для

профилактики прогрессирования миопии,
 при относительнои? амблиопии при врожденнои? миопии,
 при низких значении? запаса аккомодации,
 при привычно-избыточном напряженииаккомодации
 астенопических жалоб (жалобы на боль в глазах, особенно после длительных зрительных нагрузок

В клинике «Наш педиатр» проводится функциональное лечение при миопии для улучшения аккомодации и оптимизации рефрактогенеза.

Мы используем лазерныи? Спекл. Принцип работы прибора заключается в том, что пучок лазерного излучения рассеивается в виде множества лучей и на сетчатке возникают пятна различной величины, что называется спекл-структурой.  10-15 занятий на приборе Спекл снимают напряжение аккомодационного аппарата и активно включает сенсорную часть глаза в работу.

В нашем центре есть уникальные вакуумные очки профессора Сидоренко(АМВО-01). Принцип действия прибора основан на мягком вакуумном массаже глаз и окружающих их тканей при совместной работе с цветоимпульсной терапией. Такой массаж способствует улучшению микроциркуляции крови, активизирует обменные процессы. Пульсирующий свет, излучаемый очками Сидоренко, вызывает рефлекторное расширение и сужение зрачков. В результате снимается спазм аккомодации, аккомодационная мышца начинает работать с большей силой. Ритмичное сокращение мышц препятствует возникновению застойных явлений и активизирует питание органов зрения.

С помощью специальных линз наш медицинский персонал в зависимости от назначения врача-офтальмолога проводит различные комплексы тренировок для детей с 3 лет:

Тренировки аккомодации по Э.С. Аветисову-К.А. Мац проводят сразу на оба глаза в коррекции для повышения запаса относительной аккомодации с помощью плюсовых и минусовых линз. Курс состоит из 10-20 тренировок

Метод микрозатуманивания по А.И. Дашевскому проводят для каждого глаза в отдельности с помощью положительных сферических линз. Курс лечения  10 тренировок.

Метод дивергентнои? дезаккомодации по А.И. Дашевскому проводят при условииналичия бинокулярного зрения у пациента.При этом перед каждым глазом ставят основанием к носу специальные линзы, называемые призмой, что вызывает дивергентную дезаккомодацию. В результате этого процесса спустя 10-60 секунд острота зрения повышается, тогда медицинский персонал поэтапно использует более сильныепризмы, в связи с чем достигаетсямаксимальное повышение остроты зрения.

Как часто проводить функциональное лечение?

Рекомендуются упражнения курсами по 10-20 сеансов глаза 3-4 раза в год.