Дакриоцистит у детей

Дакриоцистит — это воспалительное или гнойно-воспалительное поражение слезного мешка. Патологическое слезотечение, отделяемое из глаз, боль, дискомфорт и склеивание ресниц – основные симптомы дакриоцистита.  При дакриоцистите обязательна консультация врача-офтальмолога и проведение лечения (массаж, медикаментозная терапия, зондирование и промывание слезно-носового канала или хирургическое лечение).

Дакриоцистит – воспалительный процесс в слезном мешке, развивающийся из-за непроходимости или стеноза носослезного канала. Может возникнуть в любом возрасте, однако чаще встречается в период новорожденности: дакриоцистит новорожденных.

Классификация дакриоцистита

По клинической картине:

• острый,
  • хронический.

По этиологии:

• вирусный,
  • бактериальный,
  • хламидийный,
  • паразитарный,
  • посттравматический.

Причины возникновения

В норме при рождении с первым криком новорожденного или в первые недели жизни рвутся пленки (мембраны), расположенные в носослезном канале. Иногда этого не происходит. Также возможны врожденные или приобретенные аномалии развития носослезного канала (атрезия или стеноз). Данные факторы приводят к тому, что слеза, которая активно начинает продуцироваться в возрасте с 6 недель — 2 месяцев жизни, из-за ухудшения оттока начинает застаиваться в глазу.

Важно, что слеза состоит не только из воды, но и из неорганических и органических веществ, включая ионы и соли металлов, белки, мукополисахариды, липиды, глюкозу, лактоферрин, лизоцим, дофамин, адреналин и даже витамины. Таким образом, при застое слезы в глазу формируется благоприятная среда для размножения патологических микроорганизмов, что и приводит к воспалению слезного мешка и развитию дакриоцистита.

Также к развитию дакриоцистита могут приводить возникновение непроходимости при полипах полости носа, переломах костей носа, в результате отека слизистой из-за ОРВИ, ринита, синусита, аденоидах, при повреждении носослезного канала во время хирургических вмешательств.

·      Слезотечение,

·      припухлость у медиального угла глаза,

·      выделения из слезных точек, усиливающиеся при надавливании,

Остальные симптомы встречаются реже:

·      покраснение кожи, конъюнктивы,

·      отек век,

·      сужением глазной щели,

·      головная боль,

·      повышение температуры

• жалобы на слезостояние, отделяемое из глаз,
  • анамнез, включающий данные о продолжительности процесса, используемых методах лечения, наличие сопутствующей патологии органа зрения или ЛОР-органах,
  • осмотр слезопродуцирующего и слезопроводящего аппарата,
  • биомикроскопия – осмотр глаз и окологлазничной области на специальном приборе при увеличении,
  • пальпация области слезного мешка,
  • цветовая проба Веста (канальцевая) — это исследование проходимости слезных путей с помощью специального окрашивающего раствора колларгола. Увеличение времени выделения колларгола из глаза по носослезному каналу до 10 минут свидетельствует о непроходимости слезных путей,
  • возможна консультация смежных специалистов, в том числе ЛОР-врача

Осложнения дакриоцистита при отсутствии лечения опасны, учитывая близкое расположением слезного мешка с органом зрения и головным мозгом.  Осложнения дакриоцистита включают:

• Флегмона орбиты,
  • гнои?ное воспаление роговицы с последующей потереи? зрения,
  • энцефалит,
  • менингит,
  • абсцесс головного мозга.

Поэтому важно начинать лечение как можно раньше.

Лечение дакриоцистита

1. Толчкообразный массаж носослезного канала. Ожидаем положительную динамику в течение 2-4 недель. Правильность выполнения техники массажа уточняйте у наших специалистов.
  2. Зондирование носослезного канала имеет благоприятный исход при своевременном проведении, его желательно провести в возрасте 3-6 месяцев жизни ребенка.
  3. Дополнительно врач-офтальмолог пропишет медикаментозную противовоспалительню терапию для полного купирования признаков воспалительного процесса в слезном мешке и предупреждения нередких рецидивов воспаления.
  4. При неэффективности лечения или позднем обращении может быть рекомендована дакриоцисториностомия. При проведении данной операции формируется сообщение между полостью носа и слезным мешком.